Круглый стол «Новый единый учебник истории для 10-11-х классов: мнения научной и педагогической общественности» | МОГАУ ДПО «ИРО и ПКПК»
Версия для слабовидящих
Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров»

Круглый стол «Новый единый учебник истории для 10-11-х классов: мнения научной и педагогической общественности»

В преддверии Дня народного единства, 3 ноября 2023 года, в Магаданском областном институте развития образования (МОГАУДПО «ИРОиПКПК») состоялся круглый стол «Новый единый учебник истории для 10-11-х классов: мнения научной и педагогической общественности». Обсуждению подлежало четырёхтомное издание для 10-11-х классов, подготовленное В.Р. Мединским, А.В. Торкуновым и А.О. Чубарьяном, ставшее с 1 сентября 2023 года ведущим учебником истории для старшей школы и вошедшее в федеральный перечень учебников в соответствии с приказом Минпросвещения России от 21 июля 2023 года № 556. В работе круглого стола приняли участие сотрудники МОГАУДПО «ИРОиПКПК», преподаватели Северо-Восточного государственного университета, студенты университета – будущие учителя истории, действующие учителя истории общеобразовательных организаций г. Магадана, сотрудники Магаданского областного краеведческого музея. Кроме того, была организована онлайн-трансляция для педагогического сообщества региона.

На мероприятии с приветственным словом и пожеланиями плодотворной работы выступила проректор по учебно-методической работе МОГАУДПО «ИРОиПКПК» Якунина Юлия Евгеньевна.

Заведующий кафедрой общего образования МОГАУДПО «ИРОиПКПК» Егоренков Дмитрий Анатольевич открыл работу круглого стола докладом «О важности единого государственного учебника истории в условиях введения и реализации обновлённого федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО)». В ходе выступления был сделан обзор основополагающих документов в области исторического образования в старшей школе, обозначены современные методы и технологии преподавания истории, представлены ключевые особенности нового единого государственного учебника истории для 10-11-х классов – уход от европоцентризма; расширение блоков, посвящённых роли России в мировом историческом процессе; переработка разделов, посвящённых периоду отечественной истории с 1970-х годов; добавление материала о причинах, целях и ходе специальной военной операции (СВО) на Украине.

Старший преподаватель кафедры социальных и гуманитарных наук Северо-Восточного государственного университета Широкова Ирина Павловна напомнила собравшимся о смысле исторической интерпретации как базовой исследовательской процедуре исторического познания, влияющей на формирование исторической памяти. Далее была предложена сравнительная характеристика трёх учебников истории, изданных в России с 2010 года, основанная на выявлении сходств и различий в трёх интерпретациях хода послевоенного развития СССР.

Учитель истории и обществознания гимназии № 13 имени Героя Российской Федерации Ивана Кабанова Зеленский Константин Владимирович остановился на специфике освещения в новом едином учебнике истории событий, относящихся к периоду развития современной России (с 1992 года по настоящее время), обозначил необходимость привлечения дополнительных исторических источников для более полного изучения данного периода.

Заместитель директора по научной работе Магаданского областного краеведческого музея Волчков Антон Юрьевич посвятил своё выступление особенностям изучения совершенно новой темы в учебнике отечественной истории – продолжающейся специальной военной операции на Украине.

Участники круглого стола обсудили черты и особенности нового единого учебника истории, поделились личным опытом преподавания истории по новому учебнику и пришли к общему мнению о том, что учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать обучающихся самостоятельно искать историческую информацию, рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т.д. Современный учебник истории призван служить «навигатором» в стремительно растущем информационном пространстве. В таких условиях значительно возрастает профессиональная роль учителя истории, способного своим авторитетом направить ребят к тем историческим источникам, изучение которых будет способствовать не только осмыслению и освоению исторического опыта своей страны и человечества в целом, но и формированию у подрастающего поколения российской гражданской идентичности и патриотизма.

Мероприятие завершилась в атмосфере взаимной благодарности и высказанной всеми участниками круглого стола надежды на дальнейшее плодотворное сотрудничество.