Вопросы организации эффективной профориентационной работы на основе социального партнерства собрали за круглым столом магаданских педагогов | МОГАУ ДПО «ИРО и ПКПК»
Версия для слабовидящих
Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров»

Вопросы организации эффективной профориентационной работы на основе социального партнерства собрали за круглым столом магаданских педагогов

В последний день осени Магаданский областной Институт развития образования стал центром притяжения для педагогов, работающих в сфере профориентации подрастающего поколения. Они собрались за круглым столом, посвященным «Организации эффективной профориентационной работы на основе социального партнерства». Открыла встречу ректор Магаданского областного Института развития образования Виктория Александровна Васильева. В своем выступлении кандидат педагогических наук отметила: «Современная профориентация уже вышла за рамки школы, службы занятости и кабинета профконсультанта и стала сетевым процессом, включающим в себя множество социальных институтов. Именно поэтому на первый план выходят вопросы выбора наиболее эффективных форм и методов профориентационной работы на основе социального партнерства, что и обусловило выбор темы нашей сегодняшней встречи».

За круглым столом педагоги обсудили как организовать работу по профориентации на всех этапах взросления ребенка, от детского сада до выпускных классов школ. Учителя отметили огромное значение проекта «Билет в будущее» в нашем регионе. С 2020 года Магаданский областной Институт развития образования является региональным координатором реализации Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных школ «Билет в будущее» национального проекта «Образование». За три года в нём приняли участие более двух с половиной тысяч учащихся школ г. Магадана и области. Благодаря проекту школьники могут своими руками потрогать выбранную профессию и убедиться в правильности сделанного выбора.

Интересный разговор, в котором нашлось место для новых разработок, идей и, конечно, споров, по словам педагогов стал ярким событием в их работе. Все участники встречи выразили надежду, что подобные мероприятий станут доброй традицией.

 

Актуальные вопросы профессиональной ориентации школьников обсудили в Магаданском областном Институте развития образования

За круглым столом, посвященном организации эффективной профориентационной работы на основе социального партнерства, в Магаданском областном Институте развития образования собрались ученые, педагоги школ, воспитатели детских садов. Они отметили, что профориентационную работу нужно начинать как можно раньше, ещё в детском саду и продолжать на всех этапах взросления личности. Огромным подспорьем в данной работе является участие школ региона в проекте «Билет в будущее».

 С 2020 года Магаданский областной Институт развития образования является региональным координатором реализации Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных школ «Билет в будущее» национального проекта «Образование».

Старший методист Института развития образования, Елена Николаевна Алисейко, поделилась с коллегами основными направлениями в работе по самоопределению учащихся, закрепленными в региональной концепции по профессиональной ориентации обучающихся Магаданской области. Педагог отметила: «Профессиональная ориентация обучающихся – приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Это обосновано тем, что результаты профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом.

Значимость проблемы подготовки учащейся молодежи к профессиональному самоопределению отмечается в ряде нормативных документов, которые представлены на слайде.

Важно отметить, что конечные результаты профориентационной работы с обучающимися связаны не только с обеспечением кадровых потребностей региональной экономики и ее развитием, но и с удовлетворением интересов и потребностей самих обучающихся. Это предполагает согласование запросов экономической сферы, стремлений обучающихся и вариативности траекторий дальнейшего обучения в региональной системе общего, среднего профессионального и высшего образования.

В силу этого целесообразно выделять три уровня работы региональной системы профориентации, в зависимости от момента фиксации выбора обучающимися траектории дальнейшего обучения:

− на уровне начального общего и основного общего образования;

− на уровне среднего общего образования;

− на уровне среднего профессионального образования.

В связи с актуальностью поставленных задач, по поручению Министерства образования Магаданской области, Институтом развития образования была разработана Региональная концепция по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Магаданской области.

Концепция разработана в соответствии с действующим законодательством, приоритетами государственной и региональной политики, а также с учетом социально-экономических особенностей Магаданской области.

Мы рекомендуем включить Концепцию в перечень региональных нормативных документов в программы воспитания ОО Магаданской области, так как модуль «Профессиональный выбор» в программе является инвариантным».

Региональная концепция по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся Магаданской области утверждена приказом министра образования Магаданской области № 984/11-пр от 08 ноября 2022 года.

Социальное партнёрство в рамках Всероссийского проекта «Билет в будущее»

«Билет в будущее» – это Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Участие в мероприятии принимают учащиеся 6–11 классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, родители, педагоги, представители среднего профессионального и дополнительного образования. С 2020 года Магаданский областной Институт развития образования является региональным координатором реализации Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных школ «Билет в будущее» национального проекта «Образование».

В 2021 году в проекте произошли изменения. Новым федеральным оператором «Билета в будущее» стал Фонд Гуманитарных Проектов. По поручению Президента Министерство просвещения России совместно с Фондом Гуманитарных Проектов дал новый импульс «Билету в будущее».

В 2022 учебном году школьники из всех 85 регионов принимают участие в проекте на новой цифровой платформе https://bvbinfo.ru/, где у них есть возможность пройти тестирование и диагностику, получить методические рекомендации в построении дальнейшей профессиональной траектории. А также обучающиеся 6-11 классов в 2022 году посетили профессиональные пробы на базе организаций системы СПО и дополнительного образования.

Путь ребенка в проекте «Билет в будущее» состоит из нескольких сегментов. Это знакомство с профориентацией с помощью цифрового контента; двухэтапной профориентационной диагностикой, основанной на уникальных разработках отечественных ученых; «Примерочной профессий», дающей возможность подобрать подходящие профессии под выбранные показатели ребенка в режиме тренажера; мультимедийной выставкой-квестом «Лаборатория будущего» в игровом формате, охватывающей 90% рынка труда.

Цифровая платформа проекта bvbinfo.ru обновлена на 50% – появились новые инструменты для педагогов-навигаторов, детей и родителей. Система тестирования стала более эффективной – теперь ребенок оценивает свои сильные стороны и потенциал для развития в самом начале, а личностные особенности при повторном тестировании после знакомства с профессиями.

«Конструктор будущего», в личном кабинете педагога, открывает новые возможности для проведения урока профориентации, опираясь на индивидуальные показатели как отдельных детей, так целого класса.

За три года в проекте приняли участие 2683 ученика и более 20 педагогов-навигаторов Магаданской области. В этом году профессиональные пробы для школьников прошли в 6 колледжах и техникумах области по 15 программам, которые соответствуют 15 профессиям, доступным для освоения в образовательных организациях. Для сравнения в 2021 году участвовали всего три колледжа с 7 программами профессиональных проб.

Проект включает в себя не только работу со школьниками, но и повышение квалификации педагогов-наставников из числа учителей, которые параллельно организуют работу с ребятами и повышают свой уровень профессионализма. Как отмечает федеральный оператор проекта-Иван Есин — «Разработанные материалы курса дают отличную платформу для развития компетенций педагогов, для работы с мотивацией школьников, предварительному знакомству учеников с рынком труда, где в скором времени им предстоит стать полноправными участниками». На сегодняшний день все педагоги-навигаторы успешно прошли курсы повышения квалификации по программе «Организационно-методическое обеспечение профориентационной деятельности педагога-навигатора». Полученные знания и навыки педагоги с успехом смогут применять в своей дальнейшей работе.

По итогам проекта каждый школьник получит персональные рекомендации по построению профессиональной траектории развития.

Организация сетевого сотрудничества образовательных организаций, реализующих программы общего, среднего профессионального, высшего, дополнительного образования, нацелено на обеспечение непрерывности и преемственности профориентационной работы с обучающимися различных возрастов; на преодоление «разрывов» в профориентационном сопровождении школьников, на обеспечение практикоориентированного характера профориентационной работы со школьниками. Со всеми этими задачами успешно справляется проект «Билет в будущее». Мы надеемся, что в следующем году к проекту присоединяться новые организации, с новыми программами и направлениями профессиональных проб.